Всё решает финансирование

Не так давно мы отмечали День работников морского и речного флота. Для арктических улусов речной транспорт является тем самым инструментом, благодаря которому снабжается и функционирует жизнь и быт северных населенных пунктов.

А буквально накануне праздника президент страны Владимир Путин провел совещание по развитию сречного судоходства. На этом совещании выступил министр транспорта РФ Виталий Савельев, который констатировал, что «содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений не обеспечивается полным нормативным финансированием». Хотя это высказывание относилось в целом по рекам всей страны, оно подразумевало и коснулось в том числе, судоходных проходов на реке Индигирка и ее береговых, путейских оборудований и сооружений. В целом, в  нынешнем году на эти цели по стране обеспеченность составляет 82 процента. А дефицит средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на период с 2024 по 2026 годы составляет 30,9 миллиарда рублей.

По практике прошлых лет можно сказать, что такое недофинансирование очень плохо отражается на выполнение жизнеобеспечивающих заданий. Во-первых, на ту зарплату, которая имеется, невозможно найти работников. Никто не хочет ехать на Север, работать на сложных якутских реках, без инфраструктуры, без интернета. За примерами далеко ходить не надо, сходите на берег Индигирки — увидите сами.

Во-вторых, состояние судов. Они сильно устарели, некоторые служат тридцать и более лет, нет землесосов. Отсюда вытекает третья проблема — дноуглубительные работы почти не проводятся, на баре каждый год одни и тоже головные боли. Танкеры и теплоходы стоят по несколько суток в ожидании погоды. Прибывают в порт отстоя глубокой осенью.

Но хуже всего то, что на вопросы работы речников на Крайнем Севере, на самых сложных участках, в суровых природных условиях не уделяется никакого внимания. На самом деле Якутию с ее сложными и многочисленными реками и крайней зависимостью от речного судоходства, при наличии северного завоза, надо было в первую очередь обеспечивать нормативным финансированием.

Как отмечают сами речники республики, ныне наблюдается высокий уровень износа флота, который составляет более 75 процентов. К тому же осуществляется перевозки грузов нефтеналивом на суднах без двойного дна. Еще одна проблема — это снижение гарантированных глубин для судоходства. А недостаточность судостроительных мощностей в Ленском бассейне еще одна основная преграда для успешной работы. Тем не менее, обнадеживает мнение заместителя исполнительного директора ПАО «ЛОРП» Владимира Мякишева, который сказал: «У нас сегодня строится Жатайская судоверфь — будет новое судостроение, замещение флота, мы будем закладывать первый киль. Наша республика — водная, а альтернативы еще никто не придумал водному транспорту. У нас идут реновации, поэтому объемы работы остаются неизменны и даже растут. Будем развивать Арктику, поэтому перспективы у нас хорошие».  Но все-таки без должного финансирования, героический труд речников Север Якутии, население арктических улусов вряд ли удовлетворит.

Тем не менее, на фоне этих проблем и трудностей, Белогорские речники с 20 июня по 14 июля в адрес грузополучателей доставили чуть менее 9 тысяч тонн различного груза, в том числе каменного угля в село Кебергене. В начале июля в порядке перемещения груза внутренней местной перевозки от ОАО «Саханефтегазсбыт» было доставлено около 900 тонн дизельного топлива в Белогорскую нефтебазу.

Сегодня коллектив Белогорского речного порта готовится к одному из важнейших этапов завоза — арктической навигации. В настоящее время идёт подготовка флота для работы в сложной арктической навигации. В частности, производится осмотр технического состояния судов, оформляются путевые, накладные, разрешающие документы.

Первоочередным грузом речники справедливо считают прием каменного угля. Уверенное в своевременном прибытии угля, руководство речного флота обращается к грузополучателям заранее подготовить в улусах свои ведомственные подотчетные причалы, чтобы оперативно разгрузить суда.

Речной флот  примерно с двадцатых чисел июля начнет подавать суда — лихтеры, танкеры, буксиры в необходимом количестве на сетевой участок Индигирки. Как всегда речники на баре Индигирки будут принимать товары и грузы, прибывшие Северным морским путем. После перегрузки на свои суда, капитаны поведут лихтера в Аллаиховский, Абыйский и Момский улусы.

 

Николай Петров