Ведь, вся красота нашего детства состоит из красоты лиц учителей – бесстрашных, взволнованных, печальных, раздраженных, смеющихся и бесконечно родных. И если какая-то красота спасёт мир, то вот эта ежедневная, незамеченная, оттенённая смуглым фоном школьной доски и высвеченная десятками детских глаз. И хотим мы этого или не хотим, частичка сердца учителя остаётся в каждом из нас на всю жизнь.
Строка стихотворения А. Дементьева, вынесенная в заголовок, обязывает автора статьи поделиться воспоминаниями об учителе, давшей путёвку в жизнь.
Молодая учительница, уроженка г. Луза Кировской области Плехова Галина Ивановна свою педагогическую деятельность начала в 1948 году в Дружинской семилетней школе Абыйского района. Ее, как носителя русского языка, назначили преподавателем русского языка.
Мы настороженно ожидали встречи с новым учителем русского языка и классным руководителем. Всем было интересно, какая она — строгая или добрая, молодая или пожилая, серьезная или веселая. И вот дверь класса открылась, и на пороге появилась молодая девушка: средний рост, красивое лицо, обрамленное кудрявыми короткими волосами и лучистые глаза. Это была наша учительница и классный руководитель — Плехова Галина Ивановна, с первой минуты очаровавшая нас.
Её нежный голос манил нас каким-то особым звучанием, обещающим что-то ранее незнакомое. Она всегда была с нами, даже во время перемен. На «посиделках» у железной печки с неподдельным интересом слушали ее рассказы о художниках, знакомились с картинами, собранными Галиной Ивановной из журналов «Огонек». Любимым занятием были громкие чтения. Книги для чтения у нас были без иллюстраций, но в выразительном чтении учителя в воображении нашей мы воочию видели героев сказок, переживали и радовались вместе с ними.
Но самой запоминающейся была пешая дальняя дорога к месту субботника по заготовке дров для школы, когда мы с учительницей обнаруживали в себе массу навыков по превращению обычной дороги в веселое путешествие.
Умела Галина Ивановна привлечь и удержать внимание детей. Мы открыто разговаривала с ней, делились мыслями на равных, всегда честно и искренне. Комфортно, уютно с нею было всегда. Сколько сил, добра, внимания и любви вложила она в нас, маленьких озорных деревенских ребятишек. Классный руководитель не просто учила нас, она жила нами, заботами нашими, проблемами и радостями, не считаясь со своими. Учителям в те времена приходилось на уроках исполнять разные роли: для поддержания соответствующего теплового режима в классах необходимо было вовремя подкидывать дрова в железную печь; с наступлением темноты разжигать керосиновые лампы для освещения классных комнат. Учителю надо было не только вести урок, но и быть бдительным, не приведи, господь, «владелец» лампы забалует и уронит. В расписании уроки, требующие записи, стояли последними в расписании первой смены и первыми – второй; материалы остальных уроков воспринимались учениками «на слух». Тяжёлые неразъёмные парты с круглой выемкой для чернильниц-«непроливаек» посредине оставляли узкие проходы между рядами, ограничивая общение учителя с «камчаткой». Городская девушка стойко переносила тяготы условий работы на севере и никогда не жаловалась. Мы гордились ею, боготворили ее, старались как-то чем-то помочь. Помню, делали ей подарки от души, набивали сумку необходимыми для дома вещичками, купленными в магазине, очень радовались потом, когда видели (мы часто собирались у нее), что ими в доме пользуются. А когда она вышла замуж за учителя математики Слепцова Василия Егоровича, местного парня, по детской наивности подумали, что она навсегда останется в Абые. Молодая учительская семья долгие годы трудилась на ниве просвещения, внося свой вклад в развитие образования нашего района.
Весть об отъезде любимого человека прозвучала громом в ясном небе. Очень дорогое близкое уходило от нас. В классе только об этом говорили и на что–то надеялись. Всем классом, как всегда, пешком пошли в аэропорт, который находился на другом берегу Индигирки. По дороге молчали. Стыдно было, что сбежали (впервые), грустно было, что Классный Человек покидал нас. Маленький самолет ЛИ-2, с холодными железными сиденьями по бокам, улетел, увозя нашу Галину Ивановну. Мы, осиротевшие, долго смотрели вслед.
Месяца два мы никак не хотели принимать новую молодую учительницу русского языка и литературы. Но, когда на уроки она стала приносить карточки, заполненные красивым почерком нашей Галины Ивановны, мы поняли, если она оставила молодой учительнице все, что было разработано ею, значит, она ей доверяла. «Невиноватая» была нами оправдана.
С умной подачи любимой учительницы Галины Ивановны успешно сдала вступительные экзамены в университет, по окончанию которого вернулась в родной улус с дипломом учителя русского языка и литературы. Предлоги и союзы…наречия и глаголы… Ларина и Ростова… Все это — жизнь Галины Ивановны. Все это — мое детство и старость. Все это — память об Учителе, о Человеке с большой буквы.
Теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна и та же картина: Галина Ивановна в окружении школьников. Надо сказать, что вокруг нее были всегда дети — она обладала каким-то добрым волшебным магнетизмом притягивать людей.
За что ее любили дети? Убеждена, любили учителя за ее человечность, за ее добрые помыслы, за ее мечты о нашем будущем.
Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Галина Ивановна, растворяются в памяти своих учеников, с которыми и для которых они жили, чтобы сделаться частицей их и навечно остаться.
Любовь Худаева.