Успех сопутствует тем, кто этого достоин

На этой неделе встретился с интересным человеком, великолепным педагогом, духовным наставником многих учителей — Маргаритой Ильиничной Ушницкой, фамилия которой созвучна с фамилией великого педагога Константина Ушинского, 200-летию которого в России посвящен Год педагога и наставника.

Поводом нашей встречи стала потрясающая победа Маргариты Ильиничны в конкурсе Лучших педагогов и наставников на Грант Главы республики путем народного голосования — она в числе 36 избранных народом учителей, удостоилась чести быть на приеме Главы республики Айсена Николаева.

— Какие чувства вы испытали при вручении премии в Овальном зале Дома правительства?

Это было двоякое чувство. Во-первых, радость, неподдельная. Была мысль, что мы, северяне можем «тягаться» наравне с педагогами известных, самодостаточных, успешных школ. Радость была двойной, так как моя ученица Валентина Гермогенова, учительница Октемского лицея, тоже стала победительницей гранта. Вот так, спустя почти 50 лет после ее окончания Белогорской средней школы, мы вдвоем — ученица и ее учительница — оказались на вершине престижнейшего конкурса. А во-вторых, есть чувство, которое называют частичное удовлетворение. Я искренне говорю, что этой премии из Абыйского улуса как никто другой заслуживает Анна Дмитриевна Слепцова — наш действительный наставник, уникальный педагог. Если в ее время был бы такой конкурс, она безоговорочно выиграла бы грант главы. Одно утешает — она и сейчас в строю, советами, незримым присутствием вдохновляет молодежь гимназии.   

— Вы 23 года проработали в Белогорской средней школе и 27 лет блистали в Белогорской гимназии, преподавая литературу и русский язык, были ее директором. Что для вас значит литература?

Да, всю сознательную жизнь посвятила обучению и воспитанию юношества, прошла путь от рядового учителя до одного из лучших педагогов-наставников республики. Я изначально попала в руки замечательных педагогов, меня, как учителя, пестовали такие профессионалы-преподаватели, как Валентина Ивановна Кубашевская, Александра Дмитриевна Семенова, Анна Дмитриевна Слепцова… При этом литературу я считаю частью своей жизни. Именно литература учит жизни, она ставит диагноз обществу. Всегда стремилась привить любовь к чтению, ведь, литература — это род аналитики. Читая, подросток чувствует вкус языка, учится различать и сопоставлять, выражать свои мысли, даже, если они и не такие, какие ждем мы, взрослые.

—  Есть ли разница в восприятии темы урока между вашими бывшими и нынешними учениками?

Каждый учитель желает, чтобы дети много читали. Насущной проблемой школьного образования стало отрицание произведений программных писателей Достоевского, Маяковского, даже Тургенева и Есенина, не говоря о многих других, якобы они сами неадекватные люди и их творчество неблагоприятно отражается для юношества. В 2006 году мы стали школой-миллионником, выиграв Грант Президента РФ Владимира Путина. Я там узнала опыт работы по воспитанию интереса к чтению. Мы этот опыт обсудили на кафедре гуманитарных предметов, видоизменив, внедрили в свою работу. Так появились красивые традиции, в частности «Приглашение к чтению». Суть ее — учащиеся в течение месяца работали по одному писателю. Ставили спектакли по Пушкину, Лермонтову, Жюль Верну, Семену Данилову и другим. Участвовали и сельские школы. Затем стали писать итоговые сочинения по блокам вопросов. Например, «Зачем человеку Родина?», «Добро и зло». Здесь ребятам важно было сравнивать или находить сходства героев двух произведений. И на этой основе делать свои выводы.

— Интересно. Слушать и слушать хочется, но… Кратко о своем хобби.

В молодости писала стихи, участвовала в художественной самодеятельности, вела концерты. Сейчас участвую в работе клуба любителей поэзии «Вдохновенье». После 50 лет работы ушла на заслуженный отдых. Время покажет, что делать дальше.

— Спасибо за увлекательный рассказ, всего доброго.

 

Беседовал и записал Николай Петров.