На судоходном участке реки Индигирка в данное время для прохождения судов благоприятная обстановка. Вода наполнила русло реки и таком состоянии пребывает примерно дней десять. В ожидании услышать благие вести о прибытии генерального груза, ваш корреспондент посетил диспетчерскую речного порта.
Один из опытных речников, диспетчер Илья Анатольевич Берстнев любезно согласился рассказать читателям о текущей навигации. Предлагаю вашему вниманию слегка отредактированную распечатку с диктофонной записи.
— Самоходки с остатками угля, которых не успели вывезти, сейчас прибыли в Белую Гору. Последним навигацию с топливом завершает СПН-715, который привез 600 тонн нефтеналивного топлива для нефтебазы. Один из трудных задач — завоз угля — выполнена. На 4 сентября ожидаемый объем угля нами полностью доставлен — за лето с пункта отгрузки в Зеленом мысе до Белой Горы завезено 15 500 тонн угля. В дальний Майорский наслег доставлено 2500 тонн угля. Идет интенсивная выгрузка краном с судна на береговые причалы Белой Горы. В Сутуруоху из баржи должны выгрузить 900 тонн угля для местной котельной.
В настоящее время на причале нефтебазы стоит танкер с 400 тоннами зимнего дизельного топлива. На очереди танкер «Ленанефть-2043» с 2000 тоннами нефтепродуктами. Он прибудет примерно 5-7 сентября. Некоторую часть нефтепродуктов ранее завезли в Кебергене, часть в танкерах с моря идут в сторону улуса. Но все-таки остатки нефти остаются на рейде, ожидаем паводковой воды, чтобы их завезти с моря на Индигирку.
К тому времени 4 сентября на бар подошел ледокол «Капитан Бабичев», он ведет баржу с 2000 тоннами топлива. Следом идет танкер «Ленанефть-2032». Он в адрес Белогорской нефтебазы везет 200 тонн дизтоплива. Но, к сожалению, для того, чтобы вовремя, до заморозков, выгрузить то, что прибыло, как всегда, не хватает техники.
Генеральный груз для Абыйского района на прошлой неделе сформировался в Якутске, его загрузили в теплоход «Капитан Марков». Весь тоннаж составляет 3000 тонн. На сегодняшний день, то есть на 4 сентября генеральный груз для улуса груз идет по Лене, даже не дошел до моря. А с бара до Белой Горы путь может продлиться одни-двое суток при хорошей погоде и нормальной воде. Прибывшая вода стояла три дня, потом падала, в эти дни наблюдается повторное прибытие воды. Но все-таки, в этом году прибавления воды больше не будет. Есть опасения, что суда с грузами останутся на реке, что они не смогут дойти до места дислокации. Но мы постараемся вывезти что успеем, на всякий случай имеем пункты депонации в Чокурдахе и Оленегорске.
Здесь надо сделать следующее отступление — ситуация требует проведения дноуглубительных работ. Из года в год арктическая навигация открывается поздно. А имеющийся речной флот мало подходит в условиях мелководья. Для углубления русла устья Индигирки, так называемой прорези, работают земсняряд «Индигирка» и земснаряд-1124 Индигирского техучастка. Здесь, по состоянию на конец августа, по данным ЛОРПа, вынос грунта составляет 336 тыс. кв м. А должны передвинуть 479 тысяч кв. метров грунта. Разрабатывается прорезь, протяженностью 31 км. Сложность и трудность заключается в том, что морские течения и ветровые волны, которые меняют свои направления, могут обратно засыпать прорези.
Надеемся, что все запланированные грузы придут в назначенные сроки, тем более, с 1 сентября ограничения судоходства, действовавшие с 22 августа сняты. В соответствующем распоряжении за подписью руководителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» Андрея Сахарова так и написано: «В связи с повышением уровня воды до отметки, превышающий проектный уровень по опорному водомерному посту Белая Гора 17,94 м безопасного судоходства и восстановлением гарантированной глубины, снимается ограничение по осадке судов на участке реки Индигирка «поселок Белая гора — остров Немков» протяженности 604 км».
Николай ПЕТРОВ.