5 октября 2024 года исполняется 50 лет со дня образования нового райцентра нашего Абыйского района, поселка рабочего значения Белая Гора.
История строительства нового райцентра возникла не случайно. Старый районный центр п. Дружина, основанный в начале Великой Отечественной войны, оказался опасным местом, который ежегодно затоплялся Индигиркой. Иногда 2 раза в год: в период весеннего и осеннего паводков.
Поэтому в начале 60-х годов XX века районное руководство усиленно искало более подходящее место для строительства нового райцентра. Создавались комиссии, которые искали подходящее место вверх от Дружины по Индигирке и вниз реки. Особенно большая работа последовательно и настойчиво проводилась в годы работы председателем райисполкома Степановой Анастасии Никифоровны, которая приехала в наш район в сентябре 1960 г. Первые секретари райкома партии часто менялись. Поэтому фактически хозяином района была Анастасия Никифоровна. Тому же в 1963-1965 годах райкомы партии были упразднены.
Строительство нового районного центра… Это была мечта, потому что в районе не было никакой строительной базы. Все строительство велось вручную с леса тонкомера, доставленного до объектов гужевым транспортом колхозов. В наслегах 110 семей колхозников проживали в маленьких балаганах. Даже в районном центре 58 семей ютились в балаганах-помазанках. На одного жителя района приходилось 2,5 кв. м. жилой площади.
А как жить дальше и работать? Как поднять экономику? Как улучшить и облегчить жизнь людей в нашем районе? Об этом болела голова не одного поколения районных руководителей.
В 1948-1954 гг. я учился в Дружинской средней школе. Видел и испытал не одно ежегодное наводнение в п. Дружина. Большинство домов затоплялись полностью. Люди жили в чердаках и баржах пароходства. Районное руководство и жители своими силами выходили из положения. Я не помню, чтобы республиканское руководство организовало помощь пострадавшим от наводнения, как сейчас. Сейчас удивляюсь, как наше население выходило из этого положения. Люди считали, что беда эта – наша, и мы сами все должны выходить из положения своими силами. Так мы жили.
В 1962 году Обкомом КПСС и Советом министров был решен вопрос создания строительных участков во всех северных районах, в том числе и в нашем. Участок был создан, но до 1964 года толком не работал. Начальники направлялись к нам с «Якутсельстроя». Часто менялись, просто не выдерживали тяжелые условия труда и быта.
В 1964 г. осенью в наш район приехал I секретарь обкома КПСС Борисов С.З. с министрами, начальниками управлений, трестов. Это было большим событием за всю историю района. Руководитель республики такого высокого ранга впервые познакомился с состоянием дел на местах. И, конечно, оказал большую помощь. Очень деликатно и по деловому отнесся к нашему бедственному положению.
В это время я работал директором Мугурдахской восьмилетней школы. К нам в Сыаганнах прилетел член бригады, министр просвещения республики Шарин Н.И. Он предложил мне вместе с ним вылететь в Дружину и участвовать на совещании у Борисова С.З. Перед исполкомом райсовета Семен Захарович поставил вопрос о выдвижении начальником стройучастка человека местного, хорошего организатора, знающего район, его специфику, его людей. Так исполком рекомендовал кандидатуру Ильи Николаевича Ефимова, работавшего в то время председателем профсоюза совхоза «Абыйский». Семен Захарович хорошо знал Илью Николаевича, он в свое время был I секретарем райкома партии. Это было историческое решение для успешного проведения всех строительных работ в районе: и строительства в дальнейшем нового райцентра, и создания строительной индустрии в районе.
В годы работы Ильи Николаевича вначале начальником стройучастка, а затем начальником ПМК-1124 были решены все вопросы строительства п. Белая Гора, наслегов района и соседних Момского и Аллаиховского улусов. Создавались базы строительной индустрии для обеспечения трех Индигирских районов.
Решив в основном строительство райцентра, Илья Николаевич начал строительство объектов жилья в с. Хону и п.Чокурдах. Под его руководством ПМК стал одним из передовых мощных строительных организаций Треста «Якутсельстрой».
Начальник управления УКС СМ ЯАССР Микалаюнас Ч.С., директор института «Якутгражданпроект» Кротов В.М., главные инженеры «Якутгражданпроекта» Петров А.А., Гоммерштадт И.А., I заместитель председателя СМ ЯАССР Охлопков Н.С. были его близкими друзьями. Оказывали мощную поддержку в строительстве районного центра. Илья Николаевич имел очень большой авторитет в республике, районе, в своем коллективе. Он воспитал большое количество местных строителей. Всех назвать невозможно. Это Суздалов Н.А., Постников Н.И., Чирков А.А, Ефимов И.П., Николаев М.Г., Трушков С.А., Полушкин И.И., Колодезников Г.А. и многие другие, главные инженеры ПМК-1124 Старовойда И.А., Старовойда Л.А. и др. Коллектив ПМК-1124 был интернациональным. Было много украинцев, белорусов. Общая численность работников насчитывала более 150 человек. Илья Николаевич создавал работникам все условия: обеспечивал жильем, разными видами социальной помощи, умело организовывал отдых трудового коллектива и повышение профессионального уровня строителей. Я не помню за долгие годы работы его начальником ни одной жалобы от рабочих по вопросам труда и быта.
В 1965 году меня избрали заместителем председателя райисполкома. Анастасия Никифоровна была избрана депутатом Верховного Совета СССР от северных районов республики. Поэтому много выезжала в Москву на сессии Верховного Совета, как депутат, и в северные районы – с отчетом. В это время, хотя, я как заместитель, занимался вопросами образования, медицины, культуры и социальной защиты, приходилось заниматься и вопросами экономики, финансирования, строительства и организационными вопросами. Все это требовало больше энергии и времени. Одновременно был заведующим отделом народного образования. Анастасия Никифоровна во всем меня поддерживала: помогала, давала много советов. Она была моим опытным наставником и старшим товарищем.
За все эти годы периодические наводнения затопляли нашу Дружину. Вопрос переноса стоял все время очень остро. В этом вопросе Анастасия Никифоровна принимала активное участие, решала вопросы с республикой.
В начале 1966 года мы начали строительство нового райцентра в с. Сутороха. Илья Николаевич создал первую строительную базу и успел построить два 8-квартирных и два 4-квартирных дома.
В 1968 г. после проведения грунтово-изыскательских работ площадка в Суторохе из-за наличия ледяного образования в грунте была забракована, и было принято по согласованию с органами республики решение строительства нового районного центра напротив Суторохи, в высокой скалистой местности, в последствии названной Белой Горой. Но окончательного решения Обкома и Совмина республики о переносе райцентра из Дружины еще не было.
Осенью 1968 года I cекретарем райкома КПСС была избрана Степанова А.Н. Я пока остался исполнять обязанности председателя райсовета.
Весной 1968 г. председателем райсовета был избран Яковлев Николай Никитич. II секретарем РК КПСС – Иванов Климент Егорович. Опытные кадры с республики, рекомендованные Обкомом КПСС для работы в нашем районе, с первых дней начали активную работу для решения всех вопросов и проблем. Я продолжил работу в должности заместителя председателя райисполкома вместе с Николаем Никитичем.
В апреле 1968 г. в район приехали председатель Совмина Петров И.И. и II секретарь Обкома КПСС Власов А.В. Они до приезда к нам были в Среднеколымском районе, где тоже начали строительство нового райцентра в с. Лобуя из-за постоянного ежегодного наводнения. Была проведена огромная работа. Но в республике и районе средств не было. Поэтому Петров И.И. и Власов А.В. убедили районное руководство отказаться от переноса г. Среднеколымск в Лобую. К нам они тоже приехали с таким предложением остаться в п. Дружина и закрыть вопрос строительства нового райцентра. Был собран большой партийно-хозяйственный актив района. Руководители района Степанова А.Н., Яковлев Н.Н., члены бюро РК КПСС и райисполкома выступали все против данного предложения руководителей республики. Я хорошо помню «крылатые слова» Ильи Николаевича в своем выступлении: «Если республика не может решить вопрос переноса нашего районного центра, то матушка Индигирка в этом году сама решит эту проблему!». На этом без никакого решения закончился актив района. В конце мая 1968 года произошло страшное наводнение в посёлке Дружина. Ледоход Индигирки вошел через речку Даркылах в Дружину и пошёл по улицам посёлка. Не осталось сухого места. Посёлок полностью был затоплен весенним паводком.
В срочном порядке из республики прилетела большая правительственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного Совета ЯАССР Овчинниковой А.Я. и первым заместителем председателя Совмина Охлопковым Н.С. Вертолет с комиссией посадили в речном пантоне. Они увидели страшную картину наводнения. Жители посёлка жили в крышах домов и на баржах пароходства. Увидев и проводив большую проверку, они убедились в тяжелом положении жителей райцентра. Только после предложений этой комиссии республика вынуждена была принять окончательное решение о целесообразности переноса районного центра.
На основании данного решения с 15 марта 1969 года началось строительство нового районного центра в местности Белая Гора. В первые годы строительства райцентра раскрылись организаторские способности начальника Ефимова Ильи Николаевича. Он сумел создать мощную строительную базу, обеспечил строительными материалами и техникой. Создал работоспособный трудовой коллектив. Самостоятельно решал сложные вопросы строительства и финансирования. Объем строительных работ в эти годы доходил до 5-6 миллионов рублей. Илья Николаевич имел мощную поддержку республиканских строителей. Многие руководители стали его близкими друзьями и соратниками. В 1970 году Анастасия Никифоровна выехала в город Якутск. Была назначена начальником отдела севера Совета министров. I секретарем РК КПСС был избран Иванов К.Е., а я был избран II секретарем РК КПСС. Иванов К.Е. и Яковлев Н.Н. умело и настойчиво руководили развитием экономики и социально-культурного развития района. Имели огромный авторитет и влияние в районе и в республике. Благодаря их настойчивости и умелой организаторской работе республиканские органы последовательно и положительно решали все проблемные вопросы развития района. Поэтому решающую роль в строительстве нашего района имели они. Им удалось сплотить все руководящие кадры. Создать творческий, дружный коллектив. Пользовались огромным уважением, авторитетом абыйчан. Умело и уважительно выдвигали на руководящие должности района местных молодых и опытных кадров. Директора совхоза «Абыйский» – Петров В.П., Корякин П.Г., директор РТК Филимонов Н.П., начальники пароходства Кубашевский А.И., Обухов А.Н., управляющие отделениями совхоза Ребров Н.С., Ефимов П.К., Слепцов В.К., Ефимов Г.Н., председатели исполкомов сельсоветов Ильяхова Е.Н., Хабаров И.П., Стручкова Е.Х., Соломов А.А., Никулин В.Н., Никонов В.Д., Слепцов Н.П., Слепцов П.Г., начальник аэропорта Кульневский Ю. Г., командир авиазвена Сыров А.И., руководители районных учреждений Неустроев В.П., Семенов А.Д., Слепцов М.М., Чиркова А.К., Садовников Д.И., работники аппарата райисполкома Слепцов И.И., Корякин М.Н., Мярин И.Р., работники отдела культуры Колодезников А.И., Афанасьев С.С., руководители хозяйственных организаций Садовников В.Н., Ефимов Г.Н., Нуссер И.А., Слепцов И.П. и др.
В связи с решением о переносе районного центра в Белую Гору руководством Ленского речного пароходства был поднят вопрос о переводе Индигирского пароходства в другое место — Аллаиховский район, п. Чокурдах. Это был очень большой удар району. Наше Индигирское пароходство существовало с 1936 года и обеспечивало перевозку народно-хозяйственных материалов и продуктов трёх Индигирских районов. Переход пароходства в Чокурдах привело бы к срыву перевозки грузов в Абыйский и Момский районы. Начались очень напряженные переговоры с руководством ЛОРП. Благодаря настойчивости руководителей района Иванова К.Е. и Яковлева Н.Н., начальника пароходства Кубашевского А.И. было достигнуто базирование Индигирского пароходства в Белой Горе. Приступили к проектированию отстоя судов в Белой Горе.
В 1970-1974 гг. темпы строительства районного центра ускорились. Было достигнуто полное материальное обеспечение строительным материалом и оборудованием, финансированием.
В результате в марте 1974 г. в Белой Горе состоялся районный актив, где принимало участие руководство республики во главе председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР Овчинниковой А.Я. Был рассмотрен вопрос о ходе строительства нового районного центра. В основном первоначальная база была создана. В июле 1974 г. Иванов К.Е. и Яковлев Н.Н. поручили мне и Хабарову К.Н. (он тогда был председателем комитета народного контроля) выехать в Белую Гору и подготовить проект постановления бюро РК КПСС и исполкома райсовета «О первоначальном этапе переезда райцентра в Белую Гору». Поручение было очень ответственным. Нам было дано право решать сроки и возможность переезда аппаратов РК КПСС, райисполкома и некоторых предприятий в Белую Гору. Мы даже удивились. Почему нам, двум коренным руководителям из местного населения, возложена такая большая ответственность. Но дисциплина была партийная, и мы выехали выполнять поручения. Илья Николаевич встретил нас очень радушно, создал все условия, показал все объекты строительства, построенные корпуса 12 и 8 квартирных домов, расположения аппаратов РК КПСС и райисполкома. Были подготовлены 41 квартира, 1-2-3 комнатные. Построено пожарное депо, где решили разместить отдел внутренних дел. Рассмотрев все возможности, сделали расчёт переезда аппаратов РК КПСС и райисполкома, отдела внутренних дел, руководства Индигирского пароходства во главе с начальником Кубашевским А.И., часть дирекции совхоза «Абыйский» во главе с директором Корякиным П.Г. и другие отдельные структуры райцентра. По приезду в посёлок Дружина состоялось объединённое заседание бюро РК КПСС и райисполкома. Наш проект был одобрен. Был решен вопрос о начале переезда райцентра в Белую Гору 28 августа 1974 г. Индигирскому пароходству было поручено обеспечить переезд первых выезжающих со всем оборудованием речным транспортом.
В октябре 1974 г. председатель райисполкома Яковлев Н.Н. выехал на работу в Усть-Майский район. Я был избран председателем исполкома районного совета по предложению I секретаря РК КПСС Иванова К.Е., и теперь мне предстояло уже глубже заниматься дальнейшим строительством и переводом всех жителей и предприятий района из Дружины в Белую Гору. Предстояло решить строительство крупных объектов – базы Белогорского пароходства, совхоза «Абыйский», базы торговых объектов РТК, комплекса Белогорской средней школы, районной больницы, районного тубдиспансера, детских садов и объектов культуры, административные здания РК КПСС и райисполкома, милиции, госбанка, сбербанка и многих других. Одним из важных вопросов было строительство аэропорта и поселка авиаторов, обеспечить базу объектов коммунальной конторы, канализации, водозабора и так далее. Постепенно по мере подготовки новых объектов и жилья продолжался переезд населения и районных учреждений из Дружины в Белую Гору.
Самым большим проблемным вопросом было строительство аэропорта в посёлке Белая Гора. Планировалось строительство аэропорта наверху в трёх километрах от посёлка. Еще не было проекта. Надо было построить дорогу длиной 3 километра, что требовало большого капитального вложения. Замначальника ЯУГА Кычкин Е.С. приехал в Белую Гору и, посмотрев наш берег Индигирки, предложил по опыту Среднеколымского строительства аэропорта в городе Среднеколымск искать площадку ниже посёлка Белая Гора на берегу реки Индигирка. Мы согласились с этим предложением, начали провести изыскательские работы. Потом управление ГА приступило к составлению проектно-сметной документации аэропорта Белая Гора для приёма самолётов АН-24, АН-26, АН-10. Мы начали своими силами засыпку aэроплощадки под самолет АН-2. В 1976 году площадка в основном была подготовлена. Было принято решение о переезде аэропорта из Дружины в п. Белая Гора. Большую организаторскую работу провели первые начальники Белогорского аэропорта Савченко Г.Ф., Кульневский Ю.Г.
Летом 1975 г. Иванов К.Е. переехал на работу в родной Сунтарский район. Жители района с большой благодарностью и уважением проводили Климента Егоровича за плодотворный труд в 1968-1975 годы в социально-экономическом развитии Абыйского района. Пожелали плодотворной работы в своем родном районе. Жители района знают, что в дальнейшем Иванов Е. занимал высшие государственные должности в республике, был избран депутатом Верховных Советов ЯАССР и СССР. Вместе с первым Президентом республики М.Е.Николаевым стояли у истоков создания новой Якутии. Впервые он лично рекомендовал I секретарю Обкома КПСС Чиряеву Г.И. о назначении меня и Хабарова К.Н., местных кадров, на высшие руководящие должности района. До этого первыми секретарями РК КПСС и председателем райисполкома рекомендовались Обкомом кадры из других районов и г. Якутск. Это было большое доверие и ответственность нам. Думаю, что мы с Константином Николаевичем Хабаровым оправдали это доверие. Хочу заметить, что я моему родному Абыйскому району отдал 30 лет трудовой деятельности. Из них 23 года был в руководящих должностях. В сентябре 1976 г. Обком КПСС отправил на учёбу в Москву в ВПШ при ЦК КПСС. Потом эта школа была преобразована в академию при ЦК КПСС.
После отъезда Иванова К.Е. первым секретарем РК КПСС был избран Алексеев И.Е., ранее работавший инструктором сельхозотдела Обкома КПСС. Он проработал недолго, до 1978 года. Хабаров Константин Николаевич после моего отъезда в Москву был избран председателем райисполкома нашего района и успешно работал до 1985 года. Тяжелая болезнь увела его в самом цветущем рабочем возрасте. Мы с ним работали вместе 7 лет. Все вместе решали вопросы развития нашего района. Он имел большой авторитет среди населения и в республике. Дружно решали вопросы дальнейшего строительства районного центра. После его ухода председателем райисполкома был избран Горохов И.И. Он по специальности строитель. Мы 3 года с ним дружно работали в районе. Он был компетентным и ответственным руководителем района.
В 1978 году с отличием окончил академию общественных наук при ЦК КПСС. В августе 1978 г. я был избран I секретарём РК КПСС и проработал ровно 10 лет. По приезду из Москвы продолжили строительство аэропорта Белая Гора. К этому времени строительная организация СМУ-16 (базировалась в Иркутске) закончила строительство аэропорта в г. Среднеколымск. Начальник участка Чесноков В.А. приехал к нам и предложил начать строительство аэропорта по опыту Среднеколымска и начать строительную работу у нас. Но он предложил интересный вариант. У него у нас не было никакой базы и техники. Для начала работ он предложил: «Вы, район, будете работать, а я организовывать. Предложил выделить ему 5 самосвалов и 2 бульдозера до навигации в будущем году. Потом он привезёт всю свою технику и строителей.
К нашему счастью, наше пароходство имело возможность в навигацию 1978 года привезти большой объем песчано-гравийной смеси. И мы начали работу своими силами. Финансирование было обеспечено республикой. Так начиналось строительство нового аэропорта п. Белая Гора. Было принято решение о проектировании строительства аэровокзала и поселка авиаторов на территории авиапорта. Проведена огромная работа по строительству аэропорта. Надо отметить ответственность и дисциплинированность работников СМУ-16 и их руководителей Чеснокова В.Д. и начальника участка Носкова А.Г. 21 июня 1982 г., через 4 года, была подготовлена аэроплощадка для приема самолетов Ан-24, Ан-26. В этот день был принят 1 пассажирский самолёт.
Сбылась мечта абыйчан – открылся прямой рейс Белая Гора – Якутск – Белая Гора. До этого наши пассажиры летали в Якутск через Зырянку, потом через Чокурдах. Продолжились работы удлинения полосы для приема больших самолетов. 25 февраля 1985 г. состоялось открытие аэровокзала п. Белая Гора и посёлка авиаторов. Вся строительная база аэропорта была выполнена нашими строителями под руководством И.Н.Ефимова.
Важным вопросом в эти годы был вопрос беспрерывного обеспечения горячей и холодной водой благоустроенных домов нового поселка. Для этого надо было решить вопросы строительства водозабора, объектов обеспечения горячей и холодной водой. У Ильи Николаевича не было специалистов для пробурения под Индигиркой стольни для установки насоса подачи воды. Эту задачу могли выполнить только шахтёры, первопроходцы. Для этого надо было провести в зимнее время выморозки участка реки Индигирка до дна, провести канал для приложения водопроводных труб под Индигиркой. Это была сложная задача. Такой опыт работы был только у шахтеров депутатского ГОК-а. До этого мы с Хабаровым К.Н. ездили в Покровск Орджоникидзевского района, построивших водозабор в р. Лена для обеспечения водой поселок. . Все вместе с Ефимовым И.Н и Хабаровым К.Н. выехали в посёлок Депутатский. Встретились с I cекретарем РК КПСС и председателем райисполкома Федоровым П.И. Они нас познакомили с руководством депутатского ГОК-а и поручили помочь в строительстве водозабора в посёлке Белая Гора. К нам отправили специалистов и рабочих, проходчиков из Депутатского ГОКа. Благодаря их помощи было обеспечено строительство штольни водозабора, было построено соответствующее здание водозабора и насосная станция. В результате началась подача чистой воды из дна Индигирки для обеспечения поселка Белая Гора. Наши строители оказались на высоте для выполнения своей доли объёма работ водозабора. Вот уже 50 лет этот первый водозабор исправно обеспечивает благоустроенные дома Белой Горы горячей и холодной водой. Таким образом все основные вопросы строительства нового райцентра поселка Белая Гора были завершены. К чести коллектива ПМК-1124 надо сказать, что в связи с завершением строительства поселка Белая Гора.Одновременно началось строительство школ, детсадов, больниц, жилых помещений в сельской местности. Села Абый, Сыаганнах, Кебергене, Киенг-Кюель, Сутороха получили жилые дома, объекты школ, детсадов, культуры и медучреждений. У начальника ПMK -1124 Ильи Николаевича планы были большие. Он хотел создать в Белой Горе комплекс строительной базы для трех районов. Был построен впервые в республике базальтовый цех в Белой Горе для обеспечения утеплителем строительные объекты трех Индигирских районов. Но подошли другие времена. Дни существования советской власти были сочтены. Подошли тяжелые времена. Все работы были приостановлены. В заключение могу сказать, что в последние годы советской власти многие районы республики хотели построить новые районные центры. Но все это не удавалось. Только нам, жителям Абыйского района, благодаря нашей настойчивости убедить руководство республики построить новый районный центр – посёлок Белая Гора. Честь и хвала нашим строителям.
Я прошу нынешнее поколение руководителей и население улуса всегда заботиться о процветании нашей Белой Горы, как в годы процветания в конце XX века.
В августе 1988 года я был назначен министром народного образования республики. Выехал из родного района в город Якутск.
Слепцов Будимир Дмитриевич, Почётный гражданин Абыйского улуса,
Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), Лауреат Госпремии им. М.К. Аммосова,
кавалер орденов «Дружба», «Полярная звезда»,
Почётный председатель рессовета РС (Я), Почетный ветеран России и РС (Я).