С советских времен этот праздник отмечают в первое воскресенье июля, значит, ныне — 7 июля.
В ностальгически давние времена в Белой Горе у памятника-стелы, возведенного в честь регулярного судоходства по реке Индигирка, речники вместе с жителями собирались, чтобы сообща открыть навигацию до Момы и Аллаихи, поднимали флаг, в небо взлетали ракеты. Так провожали первые суда на рейсы. Суда должны были выйти на Восточно-Сибирское море и идти через море Лаптевых по Лене-реке до Якутска.
К сожалению, в последние годы, по известным причинам, как прежде, торжеств уже нет, в этот день речники ограничиваются корпоративным мероприятием в здании Белогорского судоходного участка.
Навигация на Индигирке считается открытой с момента вскрытия реки и уходом ледохода. В этом году навигация началась раньше ожидаемых сроков, совсем недавно танкер Т-600 уже привез из Чокурдаха 500 тонн депонированного дизельного топлива, и скоро уйдет снова за грузом. В рейс собирается СПН-706, которого бункерует теплоход «Севан», по-простому — заправляет топливом и маслом.
Приписной флот Белогорского судоходного участка — всего несколько единиц. Как прежде нет суеты движения на реке, буксиры не снуют туда-сюда, не бросают якоря лихтера и теплоходы, не маячат высокие стрелки кранов. В нынешней навигации заметны пока лишь два танкера, буксир, баржа М-34 и плавкран Т-164. Остальные суда, в том числе баржа и один плавкран занимаются выемкой песчано-гравийной смеси для строительства трехэтажного жилого дома и здания Белогорской средней школы, подрядчиком которых является Ленское объединенное речное пароходство. При плане добычи 10,3 тысячи тонн ПГС, пока на берегу будут разгружать 7000 тонн — не хватает места хранения. Сразу доставлять до объектов нет возможности из-за малого количества транспорта.
Тем не менее, несмотря на сложную кадровую, экономическую проблемы БСУ старается выполнить все возложенные на него обязанности по доставке товаров первой необходимости, нефтепродуктов, угля, строительных материалов. Объем перевозки будет уточнен и в следующих номерах газеты будет доведен до читателей. На этом этапе главной задачей является обеспечение бесперебойной работы судоходного участка и береговых служб, она — на первом месте.
Сегодня, как знаю из разговоров с руководством порта, с осени прошлого года остро стоит проблема комплектации экипажей квалифицированными кадрами — капитанами, помощниками капитанов, механиками, мотористами, не хватает даже коков, в наличии только 50 процентов личного состава. Прибывающие курсанты Якутского института водного транспорта, в основном младших курсов, в глаза не видели Индигирку, не знают ее сложных судоходных путей. А те, кто работает на судах, замещают по две-три дожности. Есть же предел человеческому организму, даже металл устает. Хотели бы найти выход, добрав экипажи из местных ребят, но те не отзываются. Вот здесь хочется сделать ремарку — всю зиму искали кочегаров для работы в некоторых котельных населенных пунктов улуса. Предлагали высокую зарплату, иные привилегии, но всё было бесполезно. Спрашивается — сколько надо человеку, чтобы удовлетворить его запросы? Между тем, многие из этих же ребят слоняются без работы, ожидая… лучшей доли, так скажем мягко говоря.
Раз затронули тему судоходства, хотелось бы обратить внимание на одно предписание прокуратуры района, которое предусматривает подъем и утилизацию девяти (9) затонувших в давние времена судов. Эта обязанность была возложена на администрацию Ленского бассейна внутренних водных путей, то есть, по простому, у нас — на Индигрский техучасток. Как это будет осуществлено, никто пока не знает. Тем временем утверждать, что ржавчина, отлупающаяся покраска барж не загрязняют Индигирку, никто не может. На эту тему мы посвятим отдельный материал.
Вот с таким букетом неурядиц Абыйские речники встречают свой профессиональный праздник. Но мы верим в своих настоящих речников, которые день и ночь трудятся для обеспечения района товарами первой необходимости, углем, горючим, строительнвым материалом. Знаем, что только совместные усилия и слаженные действия профессионалов отрасли в текущую и арктическую навигацию гарантируют безаварийную, устойчивую работу флота и бесперебойное жизнеобеспечение Абыйского района.
Пожелаем им, мужественным людям, семь футов под килем!
Николай ПЕТРОВ.