Библиотека в массовом представлении выполняет образовательную, просветительскую функции, аккумулируя и сохраняя человеческие знания… Особая миссия библиотеки при этом стать к самым разным категориям читателей другом и помощником, предложить толерантное, уважительное отношение, готовность помочь, подсказать, поддержать, создать им равные возможности.
На сегодня библиотека взяла на вооружение новую практику АФК, способствующую успешному взаимодействию с маленькими читателями.
Для занятий физической культурой дошколят и учеников начальных классов открыт кружок «Здоровейка», уже полюбившийся детям и родителям. Занятия ведет инструктор по адаптивной физической культуре Айталина Сергеевна Никитина, магистр по направлению «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивное физическое воспитание)», выпускница СВФУ им. М.К.Аммосова Института физической культуры и спорта. Мы обратились к ней за разъяснением.
— Айталина Сергеевна, АФК (адаптивная физическая культура): что это значит и для чего нужна?
— Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.
За счет развития мышечной и сенсорных систем улучшается самоконтроль и управление своим телом, что положительно сказывается на освоении социально-бытовых навыков и самостоятельности.
Благодаря занятиям в группе, взаимодействию с тренером и сверстниками улучшаются навыки коммуникации и социализации.
А также такой вид физкультуры рекомендован при слабом физическом развитии. Например, при сидячем или малоподвижном образе жизни мышцы теряют силу, нарушается осанка, а грудная клетка деформируется. Поэтому прежде чем начать заниматься спортом, такому человеку рекомендованы сеансы по адаптивной физической культуре.
— Какова польза адаптивной физкультуры для детей?
— При помощи адаптивной физкультуры можно значительно улучшить психофизическое состояние детей с ОВЗ, а самое главное – приучить их к таким упражнениям, которые будут им по силам, и научить управлять своим телом и эмоциями.
Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. Им легче дается освоение окружающего пространства, улучшаются речь, память, концентрация внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.
— Какие упражнения включаете в занятие, в чем помогут они детям?
— Упражнения направлены на расслабление мускулатуры, согласованность работы ручек и ножек, приобретение навыков равновесия и меткости, работу всех групп мышц, а также включают в себя дыхательную и релаксационную гимнастику: так метод подавления реакций и регулирования положений частей тела наладит мышечный тонус; упражнения на удержание равновесия и прыжки разовьют статокинетические рефлексы, что поспособствует овладению трудовыми, учебными навыками и навыками самообслуживания; тренировка для формирования корректной осанки восстановит мышечный тонус и разовьет двигательные навыки у ребенка – ползание, сидение, ходьба; игровые упражнения усилят познавательные навыки, улучшат процесс самообслуживания, разовьют координацию и опороспособность.
— Как проходят занятия АФК?
К нам на занятие, направленное на развитие и укрепление физических способностей, ходят здоровые дети. Правильный выбор формы построения занятия чрезвычайно важен. Учитывая, что занимающиеся – это дети, и чтобы добиться ощутимого эффекта, подбираем упражнения, вызывающие положительные эмоции, радость и удовольствие от достигнутого. В ходе занятий практикуем чередование умственных и практических заданий, чтобы избежать переутомления у юных физкультурников, и конечно, не забываем поощрять их за малейшие успехи.
Самыми результативными в нашем случае являются занятия в игровой форме, потому что именно в игре легче реанимировать или освоить двигательные функции, научиться общаться и дружить, да еще и приобрести хорошее настроение.
Проводить физкультурные занятия нужно в специальном помещении, оснащенном необходимыми приспособлениями и красочным инвентарем. Это пока наша мечта. А пока детям предоставлен библиотечный зал, приобретен начальный инвентарь, конечно, этого недостаточно, придумываем занятия с использованием разных подручных средств. Главное — желание.
— Спасибо, Айталина Сергеевна, за интересную информацию, за участие в организации летнего интересного и полезного отдыха детей. Удачи Вам.
Во вторник и четверг в сопровождении родителей, бабушек и дедушек в библиотеку спешат маленькие белогорцы за зарядом здоровья, радуясь встрече с новыми друзьями и общению с добрым тренером Айталиной Сергеевной, по мнению здоровеек: «очень классной, умной, доброй, понятливой, любимой, веселой, красивой».
При всем при этом все уходят с улыбками, табу на фразы «я не могу», «я не умею» закрепился у кружковцев. Идет работа инструктором, чтобы в конце каждой тренировки каждый ребёнок должен сам себе прилагательное в качестве характеристики подобрать: «я сильный», «я смелый»…
«Здоровейка» — это замечательно. Мой сын Юра с пользой проводит время. Бежит в библиотеку с удовольствием. Мы благодарны инструктору Айталине Сергеевне за ее занятия здоровья и радости. Благодарим библиотеку за поиск и введение интересных идей в работу», — адресует родительское мнение Ирина Алешина.
Любовь Худаева, библиотекарь.