Недавно побывал в аэропорту Белой Горы. Мне интересно было поговорить с одним из двадцати семи членов династии авиаработников нашего улуса с 515-летним стажем — нынешним директором, заслуженным работником народного хозяйства Владимиром Стручковым. Кстати, аэропорт теперь, называется филиал федерального казенного предприятия «Аэропорт Белая Гора».
Несмотря на возраст, Владимир Гаврилович человек и специалист востребованный. Поражает география его работы. Он по требованию и настоянию вышестоящих профильных ведомств и министерства транспорта республики начальником работал в арктических аэропортах Жиганска, Тикси, Черского, Чокурдаха, Белой Горы (ныне второй раз) и в управлении гражданской авиации в Якутске. Притом, его «забрасывали» на проблемные участки работы, где в прошлые года назревали забастовки, где образовывались прорехи в авиационном хозяйстве. Теперь, после долгих лет труда в Арктике, Владимиру Гавриловичу доверено взять руль руководства родного предприятия в свои руки.
Разговор наш длился долго, охватывал разные года, директор по-доброму вспоминал прошлое, своих работников, выразил личностные оценки о состоянии гражданской авиации и, в частности, арктической. Я же решил опубликовать только то, что интересно будет читателям — о работе нашего аэропорта.
Переход на казенное предприятие, по мнению Владимира Гавриловича, имеет ряд преимуществ перед ГУП-ми. Основным из которых, аэропорты теперь не распоряжаются финансовыми средствами. Таким образом, исключаются злоупотребление властью и финансовые махинации. Им в год выделяется мизерная сумма, которую порт обязан использовать на закупку запчастей. Остальную заботу по техническому оснащению, снабжению топливом, необходимым оборудованием принимает на себя головное предприятие в Якутске. Но такой подход имеет двустороннее значение — может стать и полезным, и недостаточным.
В моей памяти Владимир Стручков долгое время возглавлял авиапредприятие в Абыйском улусе, слава которого ничуть не уступала известности легендарного ПМК-1174. И сегодня аэропорт, в условиях отдаленности от центра, ничуть не уступает свои позиции — он в месячных и ежегодных рейтингах министерства не опускается ниже четвертого-десятого мест среди всех аэропортов Якутии. А их без малого полсотни.
Летом текущего года по причине невостребованности Момского филиала, в Абыйском улусе как никогда много выполнялись вылеты АН-3 в наслежные населенные пункты, — переработка летных часов достигла 260 часов, что равно месячной норме в обычном режиме работы. Благоприятно для пассажиров действовало субсидирование авиабилетов для группы населения. К слову, — по новому механизму субсидирования были сняты ограничения не только по возрасту, но и по сезонности авиарейсов. Теперь билеты для жителей арктических улусов доступны круглый год. Также увеличена квота на рейс — с двух до десяти мест. Ключевым исполнителем данной программы субсидирования перевозок является компания «Полярные авиалинии», которая обслуживает и Абыйский улус.
«Но чисто субсидирование авиабилетов к нам не относится, этот вопрос — прерогатива администрации улуса. От ее действий, настойчивости, упертости в хорошем смысле слова, зависит продолжение данной программы», — упреждает мой вопрос директор филиала. Я же со своей стороны привожу слова генерального директора «Полярных линий», что льготный билет из Якутска до Белой Горы стоит 13 100 рублей. Это к сведению.
На капитальный ремонт порта из федеральных источников трем арктическим аэропортам было выделено 500 млн рублей. На эти средства у нас улучшена полоса, порт может принять АН-12, построен расходный склад. Территория аэропорта огорожена по периметру на 5 км, установлен КПП из 9 блоков, построена смотровая дорожка шириной 6 метров с гребенками, уходящих в землю и колючей проволокой сверху.
Кадровый вопрос в этом предприятии не на высоте. «Как и везде испытываем голод по некоторым позициям. Омолаживается кадровый состав, но возникают некоторые проблемы, связанные с отсутствием специалистов технического профиля. Хотим подключиться в корпоративную программу подготовки и повышения квалификации молодых специалистов. Есть задумка привлечения к авиации молодежь нашего улуса. Нужны амбициозные, инициативные, любящие свою профессию люди», — делится своим видением решения проблемы Владимир Гаврилович.
Тем не менее, профессионал своего дела, авиаработник с 59-летним стажем Владимир Гаврилович Стручков полон желания принести пользу родному краю. А уверенность в успешной работе у него основана на реализации пунктов Стратегии развития АО «АК «Полярные авиалинии» на 2019-2032 годы, которая направлена на поэтапное обновление парка воздушных судов, привлечение молодых специалистов инженерного состава и развитие наземной инфраструктуры, а также обеспечение финансовой устойчивости организации.
Николай ПЕТРОВ.